Тренировка ума, как и телесно-ориентированная работа, являются составными частями практики йоги и описываются они обе очень похожими традиционными метафорами в разных культурах и подходах к практике. Одна из таких продуктивных метафор, отражающая общий смысл интуитивного видения духовной работы - о приручении дикого животного, обычно слона, быка, обезьяны или тигра. А умелый «приручатель» призван подбирать те средства, которые подходят в каждом индивидуальном случае. Иногда это молитвы или мантры, сложные асаны йоги или задержки дыхания, и тренировка однонаправленной концентрации на объекте в медитации сидя. Суть этой метафоры в том, что мы воспитываем и окультуриваем некоторые естественные процессы в своём теле и уме, учимся их регулировать. Важно понимать также, что методы традиционной йоги опираются на представление о психофизической целостности – теснейшей взаимосвязи нашего ума и тела, и в этом, пожалуй, главное отличие йогического мышления от западного рационализма, привычно отделяющего спортивно-ориентированную тренировку тела от духовных психопрактик, работающих с сознанием.

В этой статье я предлагаю взглянуть на процесс практики асан через призму буддийской йоги, как учения о тренировке ума, о развитии качеств пробуждённого сознания, которые называл и описывал сам Будда в своих ранних проповедях. Следуя известной шутке: "христиане очень любят Бога, а буддисты - нумерованные списки" - мы воспользуемся одним из таких списков. Далее мы перечислим "семь факторов пробуждения" или "семь качеств пробуждённого сознания", как их называют в буддийских текстах, с указанием их наименования на языке пали, а также их роли и возможностей культивирования именно в процессе практики йога-асан.

1. Осознанность или памятование (Сати) – применительно к хатха-йоге значит сохранение непрерывной внимательности к сигналам своего тела и к тому, чем занят наш ум, куда направлено внимание. Преодолевая беспорядочную активность ума, мы привязываем своё внимание к специальным "якорям", таким как звук уджайи, дришти, бандхи, а также к отстройке асан. Инструкции преподавателя и нагрузка в процессе будут направлять наше внимание на актуальный поток проприоцептивной и интероцептивной информации, которая непрерывно меняется от момента к моменту.

2. Способность к различению – полезного, ценного, умелого и, с другой стороны, нейтрального, вредного или опасного (Дхамма Вичая). Важна не просто внимательность и полная включённость в процесс, но и способность точной оценки по качеству разных проявлений своего тела и ума. Наша цель в практике – развивать и укреплять состояние покоя и удовлетворённости, чистое и ясное поле сознания. Если появляется нечто противоположное в процессе практики важно отследить это, не подпитывая вниманием или действиями такие проявления. Также, мы оцениваем качество ощущений в сложной асане - оно подсказывает нам можно ли форсировать позу, продолжать упражнение, или следует упростить его, отдохнуть и т.п. Большинство травм происходит именно из-за того, что первый и второй факторы (внимательность к ощущениям и их адекватная оценка) отсутствуют.

3. Энергия, усилие и рвение в практике (Вирья). Достаточная реализация второго фактора естественным образом вызывает прилив энергии и мотивации к продолжению практики, поскольку научившись более точно оценивать свои состояния мы стремимся взращивать приятные или «благие» и избегать противоположных. Само название «хатха-йога» часто интерпретируется по этимологии как «йога усилия». С одной стороны, эта практика действительно требует огромных регулярных усилий, с другой же стороны - она сама может существенно повысить энергетический потенциал человека. Достигая большей согласованности, интегрированности в процессах нашего тела и психики мы избавляемся от утечек энергии (например, банально - избыточного, нефункционального мышечного напряжения), можем управлять ресурсами своего тела и психики более гибко и эффективно. 

4. Радость и восторг (Пити). Дальнейшее погружение в практику вызывает ощущение переполненности энергией, состояние естественного счастья и эйфории. Состояния немотивированной радости на определённых этапах могут возникать волнами, но пока ещё не достаточно проявлены остальные факторы, этим трудно управлять и такие волны могут сменяться, к примеру, волнами раздражения и гнева. Традиционные тексты описывают этот восторг не как ментальное блаженство, а как более грубое чувство, непосредственно привязанное к телу, нашей психофизиологии, считается, что оно может проявляться у медитаторов даже в виде дрожи, раскачивания и т.п.

5. Умиротворение, состояние покоя (Пассадхи) – внутренняя тишина, затихание мыслей и желаний, которое достигается как в процессе, так и в результате хорошей практики. Это состояние покоя означает также открытость к происходящему, открытое осознавание: когда затихает вся ментальная активность, сознание становится чистой гладью, отражающей действительность без искажений. Именно телесно-ориентированная практика даёт столь выраженный эффект «заземления» и затихания ментального шума, уменьшая нашу захваченность текущими житейскими проблемами. Конечно, многое зависит от такого как организовано занятие и, если это практика с преподавателем, то очень важно, какое внутреннее состояние транслирует сам преподаватель, ведь эмоции обладают большой способность «заражать». И как и любой из перечисленных здесь факторов-состояний, этот йогический покой важно научиться идентифицировать в своём опыте, внимание будет подпитывать и укреплять его со временем.

6. Концентрация внимания (Самадхи) – требует внутреннего баланса между расслаблением тела и бодростью, ясностью, собранностью ума. Напряжённое тело всегда оттягивает часть внимания на себя, уменьшает доступные ментальные ресурсы, так что в состоянии напряжения конечно можно сфокусироваться, но при этом глубина погружения в объект наблюдения будет небольшой. Признаком сильной однонаправленной концентрации является то, что все остальные внешние и внутренние стимулы (например, окружающие звуки) перестают попадать в фокус сознания, а объект внимания (например, звук дыхания уджайи) становится очень чётким и наполненным разными нюансами, словно рассматриваемый под микроскопом. Таким образом, мы тренируем внимание игнорировать, отодвигать в подпороговые восприятия всё, что мешает наблюдению. На первых ступенях человеку, не привыкшему надолго сосредотачиваться будет вполне достаточно тех моментов осознанного сосредоточения, которые мы нарабатываем в асанах или виньясах, через использование дришти или дыхания. Однако, важно понимать, что дальнейшее развитие концентрации, связанное с достижением ступеней дхьяны, требует неподвижной, удобной и устойчивой позы, такой как шавасана, сукхасана или падмасана. 

7. Уравновешенность, беспристрастность или невозмутимость (Упеккха) – навык сохранения устойчивости ума или внутреннего равновесия в меняющихся условиях. Этот фактор перечисляется обычно как завершающий из семи, так как он скорее результирует все предыдущие. Но в практике хатха-йоги также существует немало возможностей для его отработки. Так, находясь в неприятных, трудных для нас асанах, испытывая дискомфортные и иногда болезненные ощущения мы учимся не вовлекаться в них эмоционально, сохранять нейтральное, созерцательное отношение, просто быть с этим опытом, используя дыхание и расслабление. Когда ум становится непоколебимо спокойным и ясным в этих простых тренировочных условиях – можно расширять навык, перенося его и на другие эмоционально значимые ситуации нашей жизни.